Как-то шли по лесу мартышки, и вот одна из них по своему обыкновению задумала перессорить всех между собой. Когда они увидели дерево, усыпанное плодами, и бросились к нему, чтобы забраться на него, она сказала им:
— Зачем вам всем трудиться лезть на дерево, если я могу залезть на него одна и натрясти для вас плодов? При этом я буду петь, а вы подхватывайте мою песню.
Мартышка полезла на дерево, но там стоял капкан. Попав в капкан, она стала кричать:
— Я задыхаюсь, я задыхаюсь!
Остальные мартышки, решив, что это слова песни, стали вторить подруге.
— Это правда! Я не шучу! — кричала она, а остальные мартышки повторяли ее слова.
Захочешь обмануть других — обманешь себя. Хитрец сам готовит себе погибель.
Почему хамелеон трясет головой
Собака Имбва и хамелеон Луфвилима в давние времена были друзьями. Однажды охотник возвращался с охоты, а Имбва трусила следом за ним. Луфвилима окликнул ее:
— Куда направляешься, подружка, почему бежишь следом за охотником?
Собака ответила:
— Мы с человеком товарищи. Вместе охотимся. Я выслеживаю дичь, а он убивает ее. Мясо мы делим поровну.
— Вот не знал, что человек делится с тобой мясом! — удивился хамелеон.
— Делится, делится,— подтвердила Имбва.— Когда еда готова, каждый берет то, что ему больше всего по вкусу.
Сказав так, Имбва поспешила за охотником, а Луфвилима последовал за ней. Придя домой, охотник отдал жене мясо, та приготовила его и положила в миску. А миску поставила перед мужем на землю. Человек взял кусок и отправил себе в рот. Имбва тоже взяла небольшой кусочек из миски. «Они и впрямь делятся друг с другом»,— подумал Луфвилима.
Но тут человек схватил толстую палку и так огрел собаку по голове, что мясо выпало у нее из пасти. Собака жалобно заскулила и шмыгнула в кусты.
Луфвилима поразился увиденному. Он ушел, качая головой:
— Уангу, уангу, уангу! Как же так? Друзья, вместе ловили дичь, а он бьет ее по голове! Неблагодарный человек. Не хочу я жить рядом с ним. Лучше схоронюсь в кустах.
И верно: хамелеон живет в кустах и держится подальше от человека. А когда вспоминает, как охотник ударил Имбву за то, что та взяла кусочек мяса, то трясет головой, как бы приговаривая:
— Уангу, уангу! Как же так?