Жили-были среди леса петух да цыпленок. Умер у них хозяин, и нечего им есть стало. Голодали они, голодали, пока совсем не изголодались. Набрели они как-то раз на малую грушу-дичок; и невелика была та груша, а только горлышко у цыпленка оказалось еще уже. Застряла в нем груша.
Вот и говорит цыпленок петушку:
— Беги скорей, петушок, принеси мне водицы напиться, не то задохнусь до смерти.
Побежал петушок к колодцу.
— Колодец-колодец, дай ты мне, милый, водицы, ту водицу отнесу я цыпленку, поперхнулся цыпленок-грушей, не продохнет, того гляди вовсе умрет.
— Не дам я тебе воды, — говорит петуху колодец, — покуда не принесешь мне венок, и чтобы венок тот сплела девица-красавица.
Побежал петушок искать девицу-красавицу.
— Девица ты раскрасавица, сплети мне венок.
— Не получишь ты от меня венка, — отвечает петушку девица, — пока не попросишь для меня молока у коровы.
Побежал петушок к корове.
— Корова-корова, дай твоего молока, молоко отнесу девице-раскрасавице, сплетет мне за то девица венок, венок отнесу колодцу, колодец даст мне за то воды, а воду я отнесу цыпленку, поперхнулся цыпленок дикой грушей, того гляди умрет.
— Не дам я тебе молока для девицы-красавицы, — отвечает петушку корова, — покуда не попросишь для меня травы у луга.
Побежал петушок дальше луг искать.
— Луг-лужок, ты мой дружок, дай ты мне травы, траву отнесу корове, корова даст мне за то молока, молоко отнесу я девице-красавице, девица-красавица сплетет мне за то венок, венок отнесу колодцу, колодец даст мне водицы, воду отнесу я цыпленку напиться, а то подавился цыпленок дикой грушей, того гляди умрет.
— Не дам я тебе травы,— отвечает луг,— покуда не сходишь в лавку мне за косой.
Побежал петушок в лавку.
— Лавка-лавка, дай ты мне косу, я косу отнесу лугу, луг даст мне за то травы, траву отнесу корове, корова даст за то молока, молоко отнесу девице-красавице, девица-красавица сплетет мне за то венок, венок отнесу колодцу, колодец даст мне водицы, воду отнесу цыпленку напиться, подавился цыпленок дикой грушей, того гляди умрет.
— Не дам я тебе косу, — говорит петушку лавка, — покуда не принесешь мне денежку.
Загоревал тут петушок, закручинился, решил с горя в мусорной куче порыться, а в куче той нашел денежку, денежку ту отнес лавке, лавка дала ему за то косу, побежал петушок с косой к лугу, луг дал ему за то своей травы, траву петушок отнес корове, корова дала молока, отнес петушок молоко девице, девица-красавица сплела ему за то венок, венок тот отдал петушок колодцу, колодец дал ему своей водицы, с водой петушок побежал к цыпленку и подоспел в самую пору, потому как бедный цыпленочек почитай что в последний раз клювик открыл, без воды задыхался. Но тут мигом глотнул цыпленок водицы, водица протолкнула грушу, и открылось цыплячье горлышко. Вдохнул цыпленок воздуха, да столько, что и по сей день дышит-живет, если, конечно, не умер.