Может, было то, а может, и не было, а только жила-была на свете одна вдова, и был у той вдовы кот. Кот давно уж большой вырос, но такой лакомка был, будто котенок малый. Вот как-то утром опять вылакал кот у хозяйки горшок молока. Рассердилась вдова, отодрала кота почем зря и выгнала за порог. Побрел кот в тоске-печали куда глаза глядят, дошел до околицы и уселся там возле моста.
А на другом конце того моста лиса сидела, пушистый хвост свесила и виляет им. Увидал это кот, подбегает к лисе и давай с лисьим хвостом играть. Лиса испугалась, вскочила, оглядывается, кто это на нее напасть посмел. А кот не меньше лисы испугался, назад попятился, шерсть у него дыбом встала. Так они стоят оба и друг на друга смотрят-дивятся.
Лиса никогда котов не видывала, а кот Отродясь лисиц не встречал. Перепугались оба до смерти, а что делать, ни тот, ни другой не знают. Наконец лиса и говорит коту:
— Не прими того за обиду, господин неизвестный, а дозволь спросить, какого ты роду-племени?
— Сам из себя я — Кот-Котофей, а всякому зверью— король королей!
— Кот-Котофей, король королей? Слыхом про такого не слыхивала!
— А не мешало бы тебе услышать! Потому как я любого зверя под началом держу, такая мне власть дана!
Устыдилась лиса и покорно просит кота обиды на нее не держать, а от нее, от лисы, приглашение принять и отведать курятины с ее стола. А как дело шло к полудню и у кота от голода живот подвело, то и не стал он чиниться да ждать, когда во второй раз пригласят.
Вот пошли они оба к лисьей норе. Кот куда как скоро освоился, по-хозяйски кругом посматривает, а про себя не нарадуется, что лиса ему прислуживает с почтением, будто он и впрямь над всеми зверями король. Стал кот держать себя барином, говорил мало, зато ел много, после трапезы соснуть прилег, а лисе наказал глаз не смыкать, караулом стоять да следить, чтобы никто его тревожить не смел, пока он, Котофей, спит-почивает.
Вот встала лиса у норы, караулом стоит, кота покой охраняет. А в ту пору случилось проходить мимо лисьей норы зайчишке.
— Ну-ка, зайчик, ступай прочь отсюда, сейчас тут мой господин Кот-Котофей, король королей почивает, а как он выйдет, так ты, зайчишка, не будешь знать, куда прочь бежать, потому как он всех зверей под началом держит, такая ему власть дана!
Испугался зайчишка, скорей убрался подобру-поздорову, а как на полянке присел, то и задумался: «Что же это за Кот-Котофей, король королей? Сроду я про такого не слыхивал!»
Идет по лесу медведь. Заяц и спрашивает медведя, куда тот путь держит.
— Просто так хожу-брожу, потому как от скуки места себе не нахожу.
— Ох, медведь, где хочешь ходи, а в ту сторону не гляди. Лиса говорит, там сейчас Кот-Котофей, король королей почивает, а как кто его потревожит, да как он выйдет, то не будешь знать, куда прочь бежать! Он всех зверей под началом держит, такая ему власть дана!
— Кот-Котофей, король королей? Сроду про такого и слыхом не слыхивал! Уж затем туда пойду, чтобы хоть одним глазком поглядеть, каков он из себя, этот Кот-Котофей!
Сказано — сделано, и пошел медведь к лисьей норе.
— Эй, медведь! — кричит ему с караула лиса. — Сюда и близко не подходи, здесь мой господин Кот-Котофей, король королей почивает, а как его кто потревожит, да как он выйдет, то не будешь знать, куда прочь бежать, он всякого зверя под началом держит, такая ему власть дана!
У медведя от страха душа в пятки ушла, ни слова не переча повернул медведь кругом и со всех ног обратно к зайчишке побежал. А у зайчишки уж волк сидит и с вороной разговаривает: жалуются друг дружке, как им обоим от лисы попало.
— Что же это за зверь такой Кот-Котофей, король королей? Мы про такого и слыхом не слыхивали! — говорят они промеж себя. И стали звери думать-гадать, как бы им того Кота-Котофея повидать. Порешили кота к обеду позвать вместе с лисой. Тот же час и снарядили ворону к лисе путь держать да гостей приглашать.
Как завидела лиса ворону, так из норы в сердцах выскочила и ну бранить, чего ворона попусту надоедает.
— Не тебе ли было сказано, убирайся отсюда подобру-поздорову! Здесь Кот-Котофей, король королей, мой господин почивает; как выйдет он, то не будешь знать, куда прочь бежать, он всех зверей под началом держит, такая ему власть дана!
— Знаю, лиса, как не знать! Да только я не по своей воле к тебе явилась, меня волк с медведем да заяц сюда послали, чтобы вас с Котом-Котофеем к обеду звать.
— А-а, то другой разговор! Жди у норы, я ответ принесу.
Пошла лиса с докладом к Коту-Котофею. Чуть погодя выходит и говорит вороне, что Кот-Котофей согласен приглашение принять, придут они на обед, только бы знать, куда идти.
— Я завтра опять прилечу и вас к самому столу провожу!
Заслышав добрую весть, медведь, волк и заяц разбили харчевню. Зайчишку поваром сделали: у зайца хвост короток, на огне не опалишь. Медведь поставлял на кухню дрова да дичью снабжал. Волк на стол накрывал и жаркое переворачивал.
Нажарили они всего, напарили и послали ворону гостей к столу звать. Ворона с дерева на дерево перелетает, а вниз спуститься побаивается, так с верхушки лису и зовет.
— Обожди малость,— отвечает ей лиса,— скоро готовы будем. Вот только господин мой усы подкрутит.
Так все и было, скоро вышел из норы сам Кот-Котофей, король королей. Идет себе кот, не торопится, выступает степенно да важно, а сам на ворону глазом косит, потому как вороны побаивается. А ворона сама робеет, на кота одним глазком поглядывает, с дерева на дерево перескакивает, так и ведет кота с лисой.
А медведь с волком да заяц с хвостом ждут-пождут и все приговаривают: каков из себя этот Кот-Котофей, король королей? Сидят, на дорогу поглядывают, по которой гостям идти.
— Вот показался, вон сюда идет! Ох, господи, куда теперь спасаться! — закричал зайчишка и с перепугу шасть в огонь, сам опалился и лапы обжег. Из огня выскочил, расхрабрился да вцепился волку в пасть, так нос в клочки и разодрал. Волк решил, что это на него медведь насел, извернулся да медведя по морде— хлоп! Медведь хотел было на зайчишке отыграться, размахнулся лапой да нечаянно Кота-Котофея задел, который тем часом к столу подоспел.
Как увидел медведь, что сиятельного Кота-Котофея лапой огрел, так перепугался, что пустился наутек со всех ног. А Кот-Котофей перетрусил не меньше, потому как у медведя лапа была тяжелехонька. Припустился и кот во всю мочь. Кинулись все звери в разные стороны, кто куда.
Ворона, и та с перепугу улетела.
Так звери и по сей день бегут, если ума не хватило остановиться.