О Долговязом, Патлатом и Разине

ДубинкаЖил-был однажды на свете бедняк, а у бедняка бы­ло три сына. Старшего звали Долговязым, средне­го — Патлатым, а младшего — Разиней. Все трое до еды были такие охочие, что отец хлеба и то не мог на них наготовить. Вот как-то и говорит он сыновьям, чтобы нанялись они в услужение, авось и заработают себе на прокорм. А то его уже объели подчистую!

Поначалу отправился старший сын, Долговязый. Шел он, шел, долго ли, коротко ли, повстречал в пути старого человека, тот и нанял Долговязого на год в услужение.

Как минул срок, старик и говорит Долговязому:

— За то, что ты честно служил целый год, дам я те­бе столик. Только и заботы у тебя будет, что сказать: «Подавай-накрывай, мой столик»,— и появится всякой еды-питья вдосталь! Возьмешь ли от меня в уплату столик?

— Как не взять, когда я гору готов с хлебом съесть? Беру, беру!

Едва успел Долговязый за околицу отойти, тотчас уселся под кустом, достал столик и говорит ему:

— Подавай-накрывай, мой столик!

Ну и столько на нем появилось всякой всячины, еды да питья, что Долговязый только глаза да рот разинул от удивления. Но как в себя пришел, то давай уплетать и наелся так, что едва не лопнул. С тем и направился к дому. Встретилась ему по дороге корчма, зашел он и в корчму. Сразу прошел в горницу. Велел столику на­крывать. Наелся и стакан вина у корчмаря попросил.

Но пока он был в горнице, корчмарь в щелочку подглядел, что Долговязый там делает. Увидел, какой чудесный столик у этого простака. Позавидовал корч­марь: ух, вот бы ему в корчму такой столик добыть!

Как вечер наступил, все спать легли. Долговязый крепко заснул. А корчмарь прокрался к нему и подме­нил чудесный столик другим, в точности таким же, как у Долговязого, да только простым.

На другое утро Долговязый отправился дальше. Шел он, не останавливался, покуда до дома не добрал­ся. Дома похваляется, какой у него столик удивитель­ный.

— Вот как кстати! — говорят ему.— А то у нас жи­воты с голоду подвело!

Сказал Долговязый столику: «Подавай-накрывай, мой столик!» — а столик подавать и не думает. Все се­мейство ждет не дождется, чтобы наесться до отвала. А как увидели, что Долговязый обманул их, так еще того пуще пустоту в животе почувствовали. Взялись всей семьей и хорошенько отколотили Долговязого.

После того отправился в люди средний сын, Патла­тый. Где ни бродил, куда ни ходил, а под конец тоже попал к тому старику, у которого Долговязый служил. Старик и его нанял год прослужить.

Как минул год, старик и его призывает к себе.

— Вот что, сынок, за службу добрую я и тебя кое-чем награжу. Бери себе осла! Ему только стоит ска­зать: «Ослик, мой ослик, начихай мне золотой каз­ны!»— а уж он тебе столько золота начихает, сколько душе угодно. Возьмешь ли осла в награду?

— Этакую-то добрую скотину как не взять? Очень обрадовался Патлатый ослу. Не мешкая от­правился с ним домой. А по дороге и он тоже в корч­му зашел, Ел-пил, сколько влезет, а корчмарю ска­зал, что за все расплатится завтра с утра. Где сам но­чевал, туда и осла с собой взял. Как пришел вечер, поставил средний сын ослика посреди горницы и го­ворит ему:

— Ослик, мой ослик, начихай мне золотой казны!

Ослик послушался и давай чихать. И столько золота начихал за раз, что Патлатому и повернуться негде бы­ло от великого множества золотых монет. Собрал он то золото, а сам спать лег.

Но корчмарь и на этот раз в замочную скважину подглядел и узнал, откуда Патлатый богатство берет. Как только он заметил, что Патлатый уже спит, тотчас вошел к нему в горницу и подменил чудесного ослика простым ослом.

Привел Патлатый ослика домой и давай похвалять­ся, как славно ему за труды заплатили. Но как велел он ослику казны начихать, тот, конечно, стоит и ухом не ведет, ни одного золотого не начихал, понапрасну вся бедняцкая семья ждала. Не удалось и Патлатому выйти сухим из воды, его тоже крепко поколотили.

Загоревал бедняк от такой неудачи, видит, что от старших сыновей мало проку. Снарядил он в путь младшего сына, Разиню.

Тот тоже где ни ходил, а под конец забрел к тому же старику. Старик нанял Разиню в работники на год.

А как минул год и отслужил Разиня свою службу, то и говорит ему старик:

— Не отпущу тебя, сынок, без награды. Вот тебе мешок, а в том мешке чудесная дубинка. Тебе надо ска­зать только: «Кто в мешке — вылезай из мешка!» — ду­бинка сей момент выскочит и примется лупцевать кого велишь.

Сунул Разиня мешок с дубинкой под мышку и от­правился домой. И ему на пути та же корчма лопалась. Проголодался Разиня, притомился, да и пить хотелось очень. Вот и зашел он в корчму. Там он ел-пил, что ду­ша пожелает. А как корчмарь платы потребовал, то платить Разине нечем, пусто у него в кармане. Корч­марь поднял шум, грозится забрать у Разини одежонку последнюю, если тот не заплатит, или посадить его под стражу. Тут Разиня рассердился, вытащил мешок завет­ный и говорит:

— Кто в мешке, вылезай из мешка! Дубинка, поко­лоти корчмаря!

Выскочила дубинка из мешка и ну корчмаря моло­тить, по бокам охаживать, оглаживать. Корчмарь света белого не взвидел, надоела ему колотушка, И взмолил­ся он перед Разиней:

— Уйми свою дубинку, приятель, я с тебя платы не возьму и то возвращу, что у братьев твоих украл!

Удивился Разиня и спрашивает:

— А чего это ты у братьев моих украл?

— Столик самобраный да осла, который золотыми чихает!

Разиня разговоры ведет, а чудесная дубинка знай се­бе корчмаря колошматит. Под конец и говорит корч­марю Разиня:

— Ладно, если ты согласен вернуть столик само­браный и ослика, то так и быть, уйму дубинку! А ну, дубинка, полезай обратно в мешок!

Дубинка тотчас спряталась в мешок, а корчмарь на радостях, что жив остался, принес столик чудесный и ослика тоже привел и передал из рук в руки Разине.

Пошел Разиня домой. Дома рассказал братьям, как ему удалось заполучить обратно и чудесный столик, и золотого ослика. С тех пор было у них всегда что есть, что пить, деньги тоже водились не переводились.

Зажила семья бедняка в довольстве и достатке. И жили они долго и счастливо.

Добавить комментарий